|
|||||||||||||||||
Выполненные проекты компании «НГКИ»
|
|||||||||||||||||
Выполнение геодезической привязки навигационного дифференциального маяка на острове Олений в Карском море
В октябре 1999 года специалисты нашей компании выполнили проект по геодезической привязке навигационного дифференциального маяка на о. Олений (Карское море). Навигация судов по Северному морскому пути требовала точного навигационного обеспечения — с ошибкой не более 1 метра. Для этой цели вдоль трассы Севморпути была специально создана сеть контрольно-корректирующих станций, предназначенных для выработки и передачи в эфир дифференциальных поправок к GPS-измерениям. На эти станции устанавливались специальные дифференциальные базовые станции GPS, которые формировали поправки и передавали их в эфир на средних волнах через радиомаяки. Пользователи, находясь в радиусе действия маяков, получали поправки и уточняли свое местоположение, полученное из обычных GPS-определений, до нужной метровой или субметровой точности. Все установленные станции должны были связываться между собой в единую координатную систему, жестко привязанную к общеземной системе WGS-84. Ошибка взаимного расположения станций, находящихся в сотнях и даже тысячах километров друг от друга, не должна была превышать 10 см. В качестве исходных пунктов нами были использованы станции международной сети IGS (International GPS Service for Geodynamic), расположенные в странах Скандинавии и подмосковном Менделеево. Но удаленность маяка на острове Олений была столь значительна (до ближайшей станции в Норвегии почти 1700 км), что возникали резонные опасения в возможности обработки настолько длинных базовых линий при помощи обыкновенного коммерческого программного обеспечения (Trimble GPSurvey). В связи с этим было принято решение об установке дополнительных промежуточных базовых станций в достаточно крупных населенных пунктах на территории России. Тем самым мы сокращали базовые линии, увеличивая при этом количество измерений. Для этих целей были выбраны пункты в Мурманске, Екатеринбурге и Новом Уренгое. Во всех данных городах совершенно неоценимую помощь в работе над проектом нам оказали наши знакомые, коллеги и партнеры, с которыми к тому времени нас связывали профессиональные отношения. Самая сложная часть работы выпала на долю наблюдателей, выезжавших непосредственно на остров Олений: проект наблюдений начинался в конце сентября и завершался в первых числах октября, когда навигация уже заканчивается, и каждый день задержки с отправкой грозил реальной опасностью провести всю зиму на острове до следующей весны. Наши геодезисты с двумя GPS-приемниками вылетели из Москвы в Норильск, после чего добрались до порта Дудинка, а оттуда на гидрографическом судне «Дмитрий Овцын» за пару дней дошли до острова. Там уже была установлена мачта, на которой крепились антенны дифференциальных GPS-приемников. Точки крепления данных антенн и нужно было определять. Хотя остров Олений официально необитаем, на нем работает полярная станция, которая и дала нашим геодезистам временное убежище на эту неделю. В это самое время три наших специалиста выехали в города Мурманск, Екатеринбург и Новый Уренгой, где установили и подготовили к работе три промежуточных базовых станции. Все измерения были проведены легендарными и к тому времени уже культовыми GPS-приемниками Trimble 4000. Сеансы одновременных наблюдений начались 30 сентября и продолжались до 5 октября. К сожалению, находясь в Москве, мы ничего не могли знать о состоянии дел на острове Оленьем: всё ли идет нормально, добрались ли ребята до места, в порядке ли аппаратура? Спутникового телефона у них не было (гарантийный задаток за телефон в московской фирме в то время зашкаливал за пару тысяч долларов, что являлось совершенно неподъемной суммой осенью посткризисного 1999-го, когда хорошей зарплатой считались 300–400 долларов), и, кроме телеграммы с борта судна о том, что ребята на борту целы и невредимы, никакой иной информации у нас не было. Тем не менее, все GPS-приемники работали по заранее составленной программе, и нам оставалось только ждать и верить в лучшее. Наконец, вечером 7 октября в офисе раздался долгожданный телефонный звонок, и наши островитяне сообщили, что находятся в аэропорту Красноярска и ожидают рейса в Москву. Спустя еще один день, уже в Москве, они рассказывали о своих приключениях и делились яркими впечатлениями, а заодно и рыбой. После окончания программы наблюдений они добрались на небольшом суденышке, проходившем мимо Оленего острова и взявшем их на борт, до Диксона, где практически схватили самолет за хвост и долетели на нем до Норильска (рейсы из Диксона на Большую Землю и тогда выполнялись крайне редко — пару раз в неделю). Билетов на Москву на ближайшие пару дней не было, и они решили вернуться в столицу через Красноярск. После проверки всех данных от наших наблюдателей с острова, получения данных со станций IGS, точных эфемерид для обработки длинных базовых линий, начался весьма длительный и тяжелый, но и довольно интересный процесс обработки и уравнивания. После вычисления нужных координат маяка была проведена и оценка точности полученных результатов. Оказалось, что средняя погрешность плановых координат составила всего лишь 4–5 см, а геодезической высоты — не более 8 см. Написание же отчета вылилось в настоящую муку, не уступающую Сизифовым страданиям. И когда, наконец, вся работа была сдана, это стало маленьким, но очень запоминающимся праздником для всех, кто принимал участие или просто был задействован в этом крайне интересном и памятном для нас проекте. Очень хочется еще раз вспомнить и поблагодарить всех тех, без кого реализация этого проекта была бы невозможна: специалисты, оказывавшие неоценимую помощь на местах базовых станций — В.Д. Маслов (Администрация порта, Мурманск), В.А. Нохрин (Тюменьбургаз, Новый Уренгой), А.Д. Сашурин (Институт Горного Дела УроРАН, Екатеринбург), наши коллеги, товарищи и друзья, те, кто летал, плыл, наблюдал на острове и промежуточных станциях — А. Панжин, М. Осницкий, О. Помогаев, А. Ионченков, С. Клинов, а также старшие коллеги, кто нас поддерживал и помогал ценным советом в Москве — О. Онищенко, В. Дементьев. Несмотря на сложность, и в первую очередь организационную, этот проект остался в нашей памяти как один из самых интересных, запоминающихся и, конечно, как один из самых важных в истории нашей компании. Изображения:
|
|||||||||||||||||
|