|
|||||||||||||||||||||||
![]() Выполненные проекты компании «НГКИ»
![]() ![]() ![]() |
|||||||||||||||||||||||
3D обмеры дома Наркомфина в Москве методом лазерного сканирования и подготовка обмерных чертежей для целей реставрации![]()
Специалисты инженерной компании «НГКИ» завершили проект по 3D обмерам одного из наиболее известных домов Москвы — Дома Наркомфина, расположенного по адресу: Новинский бульвар, дом 25, строение 1. Данный памятник советского конструктивизма был построен в 1929–1930 годах по проекту известного архитектора М.Я. Гинзбурга как коммунальный дом для руководящих работников Народного комиссариата финансов (Наркомфин), высших чиновников РСФСР (члены СНК, Госбанка), видных представителей творческой интеллигенции. Дом Наркомфина начал заселяться в 1931 году, почти одновременно с не менее знаменитым Домом правительства на Берсеневской набережной («Дом на набережной»). Дом Наркомфина: историческая справка и наши дниГосподствовавшие в середине двадцатых годов прошлого века представления о быте человека прекрасного советского будущего наложили отпечаток на саму идею и на проект дома, который должен был стать своеобразным переходным звеном от «буржуазного жилища» к «жилой коммуне». По замыслу это должен был быть дом, в котором уже не было места традиционному буржуазному семейному быту с большими столовыми и гостиными, комнатами для прислуги, но пока ещё и не общий коммунальный быт с общим проживанием и полной утратой всякого представления о семье и человеке как индивидууме. В доме было два корпуса: жилой, где были спроектированы 50 квартир, и коммунальный, где были размещены общая кухня-столовая, спортзал и библиотека. Во дворе же было построено здание прачечной. Предполагалось, что жильцы будут использовать квартиры только для сна, есть будут вместе в столовой, а в остальное время будут пользоваться общественным пространством дома для встреч, общения и проведения совместного досуга. Основная идея Гинзбурга заключалась в том, что в жилой части дома будут две общественные зоны: длинные коридоры-галереи на 1 и 4 этажах, из которых и был сделан вход в квартиры, а также плоская крыша с разбитым цветником, превращённая в открытую прогулочную площадку. В здании находилось несколько типов квартир: на нижних двух этажах были трёхкомнатные квартиры общей площадью 80–85 квадратных метров, рассчитанные на среднюю семью, а на верхних трёх этажах здания были расположены небольшие двухкомнатные квартиры на одного-двух человек площадью 33–34 квадратных метра. Все квартиры в доме на двух уровнях, связанных лестницами, размещёнными в самих квартирах. Из коридоров 1 этажа был сделан вход в большие квартиры, в которых на нижнем уровне была организована небольшая кухня и гостиная, а на втором уровне были размещены две спальни, душ и туалет. Из коридоров 4 этажа был сделан вход в квартиры меньшей площади двух планировок: первая — вверх по небольшой лестнице в гостиную и ещё выше в спальню, где находилась небольшая душевая кабина, и вторая — с длинной лестницей вниз, где на одном уровне располагалась небольшая гостиная, спальня и душ. Кухонь в этих квартирах не было, их заменили крохотные «кухонные элементы» (обычная плита), встроенные непосредственно в жилую комнату и предназначенные скорее для разогрева пищи или приготовления совсем простых блюд. В торцах дома находились несколько двухэтажных квартир с большими двухсветными залами. На крыше дома был устроена квартира для наркома финансов Н.А. Милютина. Её можно считать первым пентхаусом Москвы. Появление её в столь необычном месте объяснялось просто: она была размещена в помещении, которое предназначалось для установки вентиляционного оборудования, но его так и не закупили ввиду дефицита средств. И на этом месте решили сделать квартиру для министра финансов. Именно такими виделись жилые ячейки светлого советского будущего архитекторам 1920-х годов. Дом Наркомфина был построен без фундамента и стоит на колоннах (так называемый «дом на ножках»). Это дало возможность не разрезать парк, который находился в расположенной рядом усадьбе Ф.И. Шаляпина и занимал всё пространство застройки. Кроме того, дом был зрительно «приподнят» и сделался воздушным, как будто парящим в воздухе. Но через несколько лет после заселения квартир стало не хватать, и первый (а ранее нулевой) этаж был застроен, колонны скрыты, и дом зрительно опустился, сел на землю. Идея общего питания не овладела массами, и столовая так и не заработала, зато кухня продавала еду на вынос, чем охотно пользовались жильцы. Уже к середине 1930-х годов жильцы окончательно перестали пользоваться столовой, и в ней был устроен детский сад. В таком виде дом и прожил несколько десятилетий. Ещё в 1970-е годы московские власти решились было на реконструкцию дома, но так её и не начали. За почти вековую историю в квартирах менялись жильцы, дом ветшал и к началу XXI века представлял собой весьма печальное зрелище. Его фасад был частично разрушен, коммуникации пришли в негодность, коммунальный корпус представлял собой заброшенные руины. При этом дом продолжал жить: часть квартир была в собственности города, часть — в частной собственности жильцов, частью квартир владели юридические лица. Квартиры сдавались внаём под жильё и офисы. Лазерное сканирование дома Наркомфина для построения обмерных чертежейВ 2006 году дом Наркомфина был включён в список «100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой исчезновения», но и это не повлияло на судьбу дома. Московские власти, не понимавшие и не принимавшие идеи авангарда, не торопились спасать этот уникальный памятник советского конструктивизма. И дом ждала бы печальная участь сотен московских памятников, если бы за дело не взялись собственники. На первом этапе обследований было необходимо провести обмерные работы и получить качественные чертежи всего здания. Проектировщики обратились к нам с предложением выполнить лазерное сканирование и построить по этим данным полный комплект обмерных чертежей. В первую очередь нами были отсканированы все фасады и кровля жилого и коммунального корпусов. Затем было произведено лазерное сканирование лестниц жилого корпуса. В результате был создан каркас из сканов, к которому впоследствии были привязаны сканы коридоров и квартир. Всего же было сделано 790 сканов. Погрешность сшивки составила 3 мм. Лазерное сканирование общественных зон, фасадов, кровли было выполнено менее чем за неделю, а съёмка квартир потребовала у нас гораздо больше времени. Это был обычный московский жилой дом с обычными жильцами, которые приходили, уходили, уезжали, приезжали, и застать их на месте было трудно. Хотя управляющая компания и предупреждала жильцов о том, что в доме выполняются обмерные работы, и просила обеспечить доступ инженеров в помещения, не во все квартиры наши специалисты могли попасть с первого раза. Обмеры происходили в мае и июне, когда часть жильцов разъехалась на летние каникулы, и поэтому нам зачастую приходилось ждать несколько дней, пока они возвратятся, и мы сможем произвести обмеры их квартир. В некоторые помещения нам так и не удалось попасть. Также нам так и не удалось провести лазерное сканирование части подвала, потому что он был завален землёй. Подготовка обмерных чертежей дома Наркомфина по данным лазерного сканированияПосле окончательного уравнивания массива облаков точек был создан комплект чертежей здания: все фасады жилого и коммунального корпусов, поэтажные планы (9 планов в жилом корпусе и 6 планов в коммунальном), планы кровель и 4 разреза. Особое внимание уделялось чертежам фасадов, на которых отображались утраты отделки. Некоторые окна в доме остались неизменными со времён постройки и представляли историческую ценность. Нами были сделаны отдельные чертежи с фрагментами этих оконных рам. Обмеры здания для целей определения местоположения несущих балок и колоннНа этом наши высокие и весьма интересные отношения с домом Наркомфина не закончились, и вторая встреча с ним состоялась через три года, после того, как дом был полностью расселён и подготовлен к реставрации. Все интерьеры дома разительно отличались от того, что мы видели ранее. Вся отделка, временные перегородки квартир уже были убраны, и теперь внутри дом представлял собой голые неоштукатуренные стены и лестничные пролёты. Инженерам и проектировщикам необходимо было определить точное местоположение несущих балок и колонн, заглублённых в стены и межэтажные перекрытия. Лазерное 3D сканирование на этот раз было проведено быстрее, потому что нам никто и ничто не мешало. И хотя интерьеры дома были намного проще и доступнее для съёмки, общее число сканов даже превысило их число на предыдущем этапе и составило около 850 стоянок сканера. Объяснялось это тем, что для точного отображения плохо видимых балок и колонн необходимо было делать как можно более плотные сканы и размещать 3D сканер как можно чаще. К сожалению, нам не удалось провести обмеры фасадов, потому что они были скрыты под строительной сеткой и баннерами. Мы планировали сделать это для точной привязки новых сканов к системе координат сканов, сделанных на первом этапе. Сделать привязку внутри дома тоже было невозможно, поскольку все поверхности — стены, потолки, лестницы — уже были значительно изменены во время подготовительных работ. Поэтому вся работа велась в новой условной системе координат. Подготовка комплекта исполнительных чертежей по данным второго этапа обмеровПосле окончательного уравнивания и сшивки всех сканов, полученных нами в результате завершения второго этапа лазерного сканирования дома Наркомфина, на камеральной стадии работ нашими специалистами был подготовлен полный комплект всех необходимых обмерных чертежей: подробные поэтажные планы каждого этажа, развёртки стен вдоль лестничных маршей, развёртки стен цокольных квартир. Самым сложным в этой работе, как нами и предполагалось в начале, было отображение на чертежах балок и колонн, которые очень плохо читались на сканах. На помощь пришли материалы фотофиксации, на которых хорошо и чётко читались габариты колонн и балок. Это ещё раз доказывает полезность, а зачастую и необходимость подробной и качественной фотосъёмки объекта. Наши специалисты дополнительно выезжали на объект для целей визуального контроля спорных и плохо различимых деталей строительных конструкций в тех случаях, когда и фотографий было недостаточно для вычерчивания отдельных элементов. Все чертежи оперативно проверялись нашими Заказчиками, дополнялись и корректировались по мере поступления запросов и замечаний нашими специалистами, а затем были переданы для работы проектировщикам, инженерам и архитекторам. А нам запомнится этот сложный, но интересный проект и с технической, и с исторической точек зрения. Далеко не каждый день приходится участвовать в работе над такими уникальными и необычными объектами историко-культурного наследия не только российского, но и мирового значения. Разработка проекта ремонта и реставрации дома Наркомфина и его реализацияМасштабный проект по ремонту, реставрации и приспособлению дома Наркомфина к современному использованию с восстановлением его жилой и общественной функций, был окончательно утверждён в 2016 году. Важнейшую роль в подготовке этого проекта сыграли исполнительные чертежи, подготовленные нашими специалистами по данным 3D лазерного сканирования. Подготовка к реставрации началась в 2017 году, когда все жильцы были окончательно отселены. Восстановительные работы и реставрация осуществлялись в том числе и на основе значительного объёма дополнительных данных: на описании архитектурных решений в книге 1934 года «Жилище», написанной создателем этого дома М.Я. Гинзбургом, на подробных чертежах конструкций дома, найденных в Центральном государственном архиве научно-технической документации (ЦГА НТД), а также на фотографиях, как зафиксировавших собственно сам процесс строительства дома в 1928–1930 годах, так и на более поздних. Автор реставрации Алексей Гинзбург, приходящийся внуком автору этого дома Моисею Гинзбургу, описывает методику, выработанную для восстановления дома Наркомфина, как трёхчастную. Во-первых, каждый из элементов этого дома рассматривался отдельно, выявлялись первоначальные фрагменты, определялись все их функции, сопоставлялись со старыми чертежами для выяснения степени точности реализации отдельных частей проекта в натуре. Во-вторых, для целого ряда утраченных элементов были изготовлены реплики по исторической технологии, поскольку, по словам авторов проекта реставрации, без воссоздания по оригинальным чертежам некоторого числа утраченных элементов изначальный замысел был бы искажён. В-третьих, все новые элементы, необходимые для функционирования дома в современных условиях, не стали стилизовывать под 1930-е годы, а выбирали для них нейтральные современные решения. Часть внедрённых современных решений была необходима для функционирования здания как комфортного жилого дома: в числе них лифт, стеклопакеты и добавленная к межквартирным стенам звукоизоляция. Другая часть современных технологичных решений, таких как, например, система «умного дома», которая позволяет управлять домофоном, настройками освещения и шторами в квартирах, авторами проекта характеризуется как продолжающая и развивающая инновационные поиски Моисея Гинзбурга. Вот что сказал автор проекта реставрации дома Наркомфина Алексей Гинзбург: «Пять лет реставрации нельзя назвать лёгкими, ведь продолжалась борьба за то, чтобы дом сохранил свою подлинность и дух времени, остался памятником своей эпохи и стал бы примером консервации и научной реставрации объектов культурного наследия этого периода. За эти пять лет мы узнали о доме Наркомфина больше, чем за все предыдущие годы.» Результатом реставрации, которая успешно завершилась в 2020 году, стала консервация сохранившейся подлинной материальной среды здания и воссоздание по оригинальной технологии целого ряда утраченных элементов. В том же году Департаментом культурного наследия города Москвы, осуществлявшим контроль над реставрацией, была издана подробная книга-отчёт о всех проделанных работах по данному проекту. Проект реставрации дома Наркомфина был отмечен призом конкурса «Московская реставрация 2021», получил гран-при фестиваля «Архнаследие-2021» и гран-при Московской Арт-премии 2021, а также был награждён премией мэра Москвы за лучший реализованный объект 2021 года в области реставрации. Нельзя не отметить, что начало реализации этого проекта ремонта и реставрации положили 3D обмерные работы, выполненные инженерной компанией «НГКИ» по технологии лазерного сканирования для целей подготовки проектной документации по восстановлению и реставрации знаменитого дома Наркомфина, этого яркого памятника советского конструктивизма. Специалисты инженерной компании «НГКИ» обладают большим многолетним опытом проведения обмерных работ на объектах историко-культурного наследия и современного строительства. Обмерные работы производятся нами с применением инновационной технологии лазерного сканирования, которая позволяет с минимальными затратами времени получить высокоточные результаты измерений в цифровой форме. Результатом измерений является облако точек — подробнейшая точечная 3D модель объекта съёмки. По данным лазерного сканирования наши специалисты создают точные обмерные чертежи объектов съёмки или выполняют 3D моделирование — в зависимости от задачи, поставленной Заказчиком. С подробным описанием всех видов выполняемых нами работ в данном сегменте рынка вы сможете ознакомиться на следующих страницах раздела «Услуги» сайта нашей компании: — «Обмерные работы на объектах историко-культурного наследия и памятниках архитектуры»; Изображения:
![]() |
|||||||||||||||||||||||
|