Москва и МО: 8 (495) 60-20-100
Регионы РФ: 8 (800) 600-47-24
 
Выполненные проекты компании «НГКИ»
Обмеры методом лазерного сканирования и подготовка обмерных чертежей дома Долговых в Москве для целей реставрации

Обмеры методом лазерного сканирования и подготовка обмерных чертежей дома Долговых в Москве для целей реставрации

Специалисты инженерной компания «НГКИ» выполнили архитектурные обмеры дома Долговых на проспекте Мира в Москве для целей подготовки проекта реставрации этого объекта культурного наследия и интересного памятника архитектуры XVIII века. Обмеры здания были проведены методом лазерного сканирования. По результатам проведённых обмеров нами был подготовлен полный комплект архитектурных обмерных чертежей, а также Заказчику были переданы точечные 3D модели в формате RCP.
Вид деятельности: обмерные работы на объектах историко-культурного наследия и памятниках архитектуры.
Цель проекта: получение исполнительных чертежей для целей подготовки проекта реставрации.
Результаты: обмерные чертежи фасадов, чертежи элементов декора, поэтажные планы, разрезы, планы кровли.
Продолжительность: полевой этап — 3 дня;
обработка, сшивка сканов — 3 дня;
подготовка обмерных чертежей — 35 дней.
Ресурсы: полевой этап — 2 сотрудника;
обработка, подготовка чертежей — 2 сотрудника.
Объём работ: детальное лазерное сканирование фасадов, интерьеров и элементов декора здания.
Оборудование: лазерный сканер Leica ScanStation P40.

Инженерная компания «НГКИ» выполнила большой проект по архитектурным обмерам одного из весьма интересных памятников архитектуры Мещанского района старой Москвы — дома Долговых на проспекте Мира — для целей подготовки проекта реставрации этого объекта культурного наследия, построенного в XVIII веке. Обмерные работы были произведены нашими специалистами методом лазерного сканирования.

Дом Долговых на проспекте Мира в Москве, 3D лазерное сканирование которого мы произвели для целей реставрации Вид на дом Долговых, лазерное сканирование которого мы произвели для реставрации (фото середины 2000-х годов)

Историческая справка о доме Долговых и его владельцах

В конце XVII века в начале современного проспекта Мира возникла Мещанская слобода (отсюда и прежнее название улицы — Мещанская). С середины XVIII века владения на чётной стороне улицы принадлежали почётному гражданину Москвы — купцу Луке Ивановичу Долгову. В 1770 году на этой территории купцом был построен первый каменный дом (возможно по проекту Василия Баженова, зятя Долгова), который сильно пострадал в пожаре Москвы 1812 года и был впоследствии перестроен (ныне это дом по адресу проспект Мира, д. 16). А в 1775 году рядом с ним был возведён новый дом в классическом стиле по проекту другого зятя Л.И. Долгова — московского архитектора Елизвоя Назарова (проспект Мира, д. 20, стр. 1). Данный дом принадлежал семейству Долговых вплоть до 1863 года, когда его приобрёл известный московский врач, почётный профессор Московского университета Григорий Антонович Захарьин. Именно этот владелец дома достоин отдельного рассказа.

Григорий Антонович Захарьин — владелец дома с 1863 года

Григорий Антонович Захарьин родился в 1829 году в очень небогатой дворянской семье в Пензе, затем его семейство продало имение и перебралось в Саратов. В 1847 году Захарьин поступил на медицинский факультет Московского университета своекоштным (обучающимся за свой счет) студентом, а по окончании его в 1852 году был оставлен ординатором университетской клиники. Уже через два года он защитил диссертацию и стал доктором медицины. Работая в клинике, Захарьин изучал французский и немецкий языки, переводил европейскую медицинскую литературу и в 1856 году был отправлен на зарубежную стажировку в ведущие клиники Европы. После возвращения в 1859 году он начал читать курс лекций по медицине на родном факультете Московского университета и открыл частную практику.

Большое, если не основное, внимание Григорий Антонович уделял диагностике заболевания, справедливо полагая, что правильно поставленный диагноз — это главный путь к успешному лечению. Но ориентировался он не столько на лабораторные данные, сколько на тщательную информацию о самом пациенте. Ради этого он часами беседовал с больным, выясняя всевозможные нюансы и детали жизни: чем болел отец, не страдал ли дед алкоголизмом, куда выходят окна дома, есть ли в доме собаки, чем болеют дети, любит ли больной рыбалку, часто ли ходит в церковь. Все эти, казалось бы, не имеющее особого отношения к делу детали позволяли Захарьину ставить верный диагноз и назначать простое, но правильное лечение. Он не любил пичкать больных лекарствами, если в этом не было явной необходимости, и старался обходиться традиционными средствами: отказаться от вредных привычек, съездить отдохнуть, поменять пристрастия в еде.

Дом Долговых, расположенный в Мещанском районе старой Москвы на проспекте Мира, в середине XX века выглядел так Дом Долговых, расположенный в Мещанском районе старой Москвы на проспекте Мира, в середине XX века выглядел так

Как-то один из его пациентов пожаловался на частные простуды зимой. Доктор Захарьин внимательно его выслушал, долго интересовался где тот живёт, на каком экипаже, куда и по какой дороге ездит, ходит ли пешком. А в конце дал простой совет: «Перестаньте ездить по Ильинке!». И больной перестал простужаться. Всё оказалось очень просто: на Ильинке много церквей, а посетитель, будучи человеком набожным, останавливал кучера перед каждой из них, снимал шапку и долго крестился, кланяясь в пояс, а на улице был мороз! Другому пациенту Григорий Антонович после двухчасовой беседы дал простой совет: «Поезжайте в деревню, поваляйтесь на сене, подышите навозом, попейте парное молоко!». И помогло!

Очень скоро Григорий Антонович Захарьин стал едва ли не лучшим российским диагностом и клиницистом, а слава о нём как об одном из самых первоклассных докторов разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Он оброс состоятельной клиентурой и брал немалые деньги и за приём в своём кабинете, и за домашние визиты к больным. Лечились у него и многие известные люди того времени. Среди его постоянных пациентов был Лев Толстой, который вспоминал, что «беседы и общение с Захарьиным оставляют большое впечатление». Антон Чехов признавал в России только один врачебный авторитет — Захарьина. И тоже лечился у него.

Запомнился Г.А. Захарьин и своим неподражаемым стилем общения с пациентами. Григорий Антонович предпочитал ездить к больным сам, нежели принимать их в клинике, и его взрывной, импульсивный характер подчас превращал эти встречи в настоящий спектакль. С юности страдая болезнями ног, он не любил подниматься по лестницам и просил, чтобы больные спускались к нему сами. Во время осмотра, выслушивания и выстукивания больного он требовал полной тишины. Часы должны были быть остановлены, клетки с птицами вынесены, домашние животные выведены. Если вдруг тишину нарушал какой-то звук, Захарьин мог закричать, начать ругаться, не выбирая выражений, стучать своей палкой, что-нибудь бросить на пол, разбить. А потом оставить счёт на пятьсот рублей и уехать.

Не церемонился он и с московскими замоскворецкими купцами. Малообразованные, некультурные, набожные, они проживали в архаичном средневековье по домостроевским понятиям с почти полным пренебрежением правилами гигиены и нормами здорового образа жизни, а жилища их вполне соответствовали своим хозяевам: тесные, тёмные, душные, с маленькими оконцами, с вековыми толстыми пудовыми перинами и невообразимым количеством икон и киотов. Тут-то Захарьин вовсю давал волю своему гневу. Как-то он приехал на прием к купцу Хлудову и начал свой визит с того, что палкой разбил все стекла в закрытых наглухо окнах — душно! Затем с трудом поднялся на второй этаж в спальню к больному и, тут же потребовав нож, вспорол там все перины — клопы! После осмотра и беседы с больным спустился в буфет и переколотил всю посуду, заметив на тарелках засохшие остатки вчерашнего ужина — грязно! В довершение всего, проходя мимо громадной бочки с позапрошлогодней квашеной капустой, потребовал выкинуть её вон — яд! Взял за визит тысячу рублей и, ругаясь, уехал. Купец, все домашние и челядь за всё время визита доктора только кланялись и благодарили.

Наиболее яркий и известный владелец этого дома — знаменитый врач Григорий Антонович Захарьин (фото 1870-х годов) Наиболее яркий и известный владелец этого дома — Григорий Антонович Захарьин (портрет середины 1880-х годов)

Как-то к Захарьину приехал купец и стал, не церемонясь, шумно и в подробностях рассказывать о своих похождениях и гульбе, приведших к болезни. Захарьин мрачно выслушивал эти истории, но скоро не выдержал, стукнул палкой, начал браниться, назвал купца скотиной и пригрозил, что тот кончит свою жизнь под забором, если не бросит свои похождения. Оторопевший купец испуганно закивал, обещая доктору исправиться.

Резок Г.А. Захарьин бывал и в общении с сильными мира сего. В январе 1894 года его пригласили в Ливадию лечить императора Александра III, заболевшего воспалением лёгких, с чем доктор Захарьин блестяще справился и был даже награждён Орденом Александра Невского и премирован 15 тысячами рублей. А уже в августе в Петергофе он снова осматривал императора, у которого обострилась болезнь почек, и настоятельно советовал ехать в Крым. При этом он сообщил императрице о крайней серьёзности положения, и что «подобный недуг проходит, но в высшей степени редко». На замечания Марии Фёдоровны о бестактности в постановке диагноза, Захарьин в довольно резкой форме ответил: «Я знаю, что я говорю!». Спустя месяц он выехал вслед за императорской семьёй в Ливадию и там принимал участие в лечении больного совместно с некоторыми европейскими светилами медицины. Но спасти царя тогда уже не удалось. А диагноз Захарьина был верен.

Более тридцати пяти лет Григорий Антонович читал лекции по общей терапии на родном медицинском факультете Московского университета. Захарьин был очень популярен и любим студентами за простоту, ясность и доходчивость в изложении материала. Как-то во время отсутствия Григория Антоновича его заменили другим лектором, но студенты того освистали и потребовали вернуть Захарьина. Однако в конце 1880-х годов его отношения со студентами стали ухудшаться. Его упрекали в консерватизме, излишнем увлечении практикой в ущерб преподавательской деятельности. Тяжёлые отношения складывались и с коллегами-профессорами, упрекавшими его за ретроградство и сребролюбие, тем более что астрономические гонорары Захарьина давали для этого повод. И мало кто знал, что большую часть этих средств он тратил на благотворительность: содержал фонд для выплат стипендий неимущим студентам, а также строил больницы для крестьян, помогал Музею изящных искусств, снарядил медицинский отряд для помощи сербам во время Балканской войны и завещал крупную сумму на строительство народных училищ. После очередной ссоры со студентами в 1896 году он вышел в отставку и через год умер в своём доме.

Декор над окнами на фасаде Дома Долговых на проспекте Мира, 3D лазерное сканирование которого мы произвели Декор и табличка на фасаде Дома Долговых на проспекте Мира, 3D лазерное сканирование которого мы произвели

Дом после Григория Антоновича Захарьина

В 1910 году сын Григория Антоновича Захарьина Сергей Григорьевич продал этот дом симбирскому купцу Василию Арацкову, который перестроил его по проекту братьев Весниных, тогда ещё малоизвестных московских архитекторов. После революции 1917 года дом был национализирован, засёлен, а в последствии (и по сей день) был превращён в административное здание, в котором располагались различные организации. За почти век с лишним данный дом неоднократно ремонтировался, и вот, наконец, пришла пора полноценной реставрации этого уникального объекта культурного наследия старой Мещанской Москвы.

Интерьеры в доме Долговых на проспекте Мира, лазерное сканирование которого мы произвели для целей реставрации Интерьеры в доме Долговых на проспекте Мира, лазерное сканирование которого мы произвели для целей реставрации

Подготовка к проекту и составление Технического задания на обмеры и чертежи

Компания, занимающаяся созданием проекта реставрации дома Долговых на Проспекте мира в Москве, обратилась к нам с просьбой провести обмеры здания и подготовить комплект исполнительной документации. Эта традиционная, на первый взгляд, работа была несколько осложнена рядом обстоятельств, подробное описание которых и будет приведено далее.

Этот случай очень красноречиво и весьма убедительно свидетельствует о важности и необходимости внимательного отношения к составлению подробного Технического задания и затем неукоснительного следования ему. Специалисты компании проектировщика поставили задачу выполнить лазерное сканирование фасадов, интерьеров, кровли в стандартном (чёрно-белом, без цветной текстуры) виде и создать комплект архитектурных обмерных чертежей в AutoCAD со стандартными параметрами: поэтажные планы, чертежи фасадов, план кровли, разрезы в масштабе 1:50, а также дополнительно вычертить шаблоны архитектурных деталей интерьеров и фасадов, выделенных Заказчиком на планах и схемах, в масштабах от 1:1 до 1:10.

Интерьеры в доме Долговых на проспекте Мира, лазерное сканирование которого мы произвели для целей реставрации Интерьеры в доме Долговых на проспекте Мира, лазерное сканирование которого мы произвели для целей реставрации

Это стандартное задание предполагало построение поэтажных планов помещений, чертежей фасадов и создание разрезов без указания дефектов строительных конструкций (трещин в стенах, вывалов кирпичей и прочего), утрат лепного декора на фасаде и в интерьерах. Чертежи такого типа, являясь рабочим инструментом проектировщиков, передаются, как правило, в стандартном виде без специального оформления в стиле, принятом исполнителем, и далее используются инженерами-проектировщиками в рабочем процессе. Обмерные чертежи не предполагаются для представления и/или передачи в виде специально оформленных отчётов, томов документации в экспертизу или иные надзорные органы. Согласованные методики обмеров, особенности технологических процедур и результаты работы были внесены в Техническое задание к Договору, которое было подписано обеими сторонами.

Интерьеры в доме Долговых на проспекте Мира, лазерное сканирование которого мы произвели для целей реставрации Интерьеры в доме Долговых на проспекте Мира, лазерное сканирование которого мы произвели для целей реставрации

Чердачное помещение дома Долговых в Москве, лазерное сканирование которого мы провели для целей реставрации Чердачное помещение дома Долговых в Москве, лазерное сканирование которого мы провели для целей реставрации

Обмеры дома Долговых на проспекте Мира методом лазерного сканирования

3D лазерное сканирование интерьеров и фасадов здания заняло у наших специалистов три рабочих дня. Обмеры производились системой Leica ScanStation P40. Небольшие сложности возникали с доступом в отдельные помещения, как и в любом действующем административном здании, где работают люди. Часть помещений обмерялась в вечернее время, когда они были пустыми. Особое внимание было уделено нами элементам декора на уличных фасадах здания и декорированным элементам в его интерьерах. Эти участки сканировались с повышенной плотностью. Обмерные работы проводились в самом конце лета, и поэтому определённые сложности возникли с лазерным сканированием дворового фасада здания, закрытого разросшимися деревьями и кустарником. Лазерный сканер приходилось ставить практически вплотную к стене, и тем не менее на сканах оставались «мёртвые зоны».

На крышу наши специалисты не выходили, поскольку по условиям Технического задания, планы кровли готовились в масштабе 1:50, и съёмки с земли и чердака было вполне достаточно. Все измерения были привязаны к высотной системе координат Москвы.

Лазерное сканирование интерьеров в доме Долговых на проспекте Мира производит система Leica ScanStation P40 Лазерное сканирование интерьеров в доме Долговых на проспекте Мира производит система Leica ScanStation P40

Лазерное сканирование фасадов и декора дома Долговых на проспекте Мира проводит система Leica ScanStation P40 Лазерное сканирование фасадов и декора дома Долговых на проспекте Мира проводит система Leica ScanStation P40

Обработка и сшивка сканов, подготовка комплекта обмерных чертежей

На камеральном этапе работ наши специалисты произвели обработку и очистку полученных сканов от посторонних шумов и объектов, сшивку их в единую точечную 3D модель, а затем выполнили подготовку комплекта необходимых чертежей.

Сшивка сканов в единую точечную 3D модель и очистка от посторонних шумов заняли три дня, а далее начался процесс создания обмерных чертежей. На первом этапе вычерчивались фасады здания, а затем готовились планы этажей, затем разрезы и на заключительном этапе были вычерчены элементы декора фасадов и интерьеров в соответствии со схемой, разработанной Заказчиком.

Разрез точечной 3D модели дома Долговых в плане, полученной в результате обработки данных лазерного сканирования Разрез точечной 3D модели дома Долговых в плане, полученной в результате обработки данных лазерного сканирования

Вертикальный разрез точечной 3D модели дома Долговых, полученной в результате обработки данных обмерных работ Вертикальный разрез точечной 3D модели дома Долговых, полученной в результате обработки данных обмерных работ

По мере выдачи материалы проверялись архитекторами Заказчика. На их замечания, дополнения и вопросы наши специалисты оперативно реагировали, вносили необходимые корректировки и передавали исправленные чертежи. Замечания были стандартные, привычные, и касались они преимущественно оформления: нас просили проставить дополнительные высотные отметки, где-то довести оборванные линии контуров, показать пропущенные конструкции (приямок, проём в стене и тому подобное) и прочие вполне обычные просьбы. Вся работа шла по вполне стандартной схеме, но внезапно появились проблемы, которых никто не ожидал.

Примеры обмерных чертежей

Ниже вы можете ознакомиться с примерами точных обмерных чертежей дома Долговых в Москве, построенных нашими специалистами по данных лазерного сканирования.

Обмерный чертёж главного фасада дома Долговых на проспекте Мира, построенный по данным лазерного сканирования Обмерный план 1 этажа дома Долговых в Москве, построенный по данным 3D лазерного сканирования для реставрации

Разрез дома Долговых на Проспекте Мира, построенный по данным 3D лазерного сканирования для целей реставрации Обмерные чертежи деталей декора в доме Долговых в Москве, построенные по данным 3D лазерного сканирования

Обмерные чертежи деталей декора и план потолка в доме Долговых, созданные по данным лазерного сканирования Планы потолков двух помещений в доме Долговых, созданные по данным лазерного сканирования для реставрации

Обмерные чертежи деталей декора в доме Долговых в Москве, построенные по данным 3D лазерного сканирования Обмерные чертежи деталей декора в доме Долговых в Москве, построенные по данным 3D лазерного сканирования

Непредвиденные проблемы в реализации проекта и поиск выхода из ситуации

Неожиданно для нас Заказчик вдруг привлёк новых специалистов-реставраторов, которые начали работать с нашими чертежами. И от них начали поступать совсем другие замечания, повергшие нас в лёгкое недоумение. Эти замечания касались не просто оформления готовых чертежей, а предполагали принципиально иной подход к нашей работе. Перечень замечаний был весьма велик и разнообразен: не показаны утраты и дефекты на фасадах, не тот шрифт, нет обмеров столярных заполнений оконных и дверных проёмов, отсутствие ведомостей деталей и шаблонов, нет марок отделки помещений, нет экспликации помещений, не показана оконная и дверная фурнитура и ещё несколько десятков замечаний.

Требования этой новой группы проектировщиков наводили на мысль, что они просто-напросто не знакомы с нашим Техническим заданием и поэтому требуют от нас архитектурно-археологические чертежи, согласующиеся c данными технического обследования, назначение и состав которых принципиально отличается от архитектурных.

Архитектурно-археологические обмеры включают в себя информацию не только о геометрических формах объекта, но и данные о его состоянии, отклонениях от исходного проекта, утратах, повреждениях, переделках, а также прочую информацию, которая необходима реставраторам. Однако дело в том, что для сбора этой информации необходим совершенно иной подход и иные принципы организации полевых работ. Одного только лазерного сканирования явно недостаточно для получения всех этих данных. Необходимо проведение ручных обследований конструкций, элементов декора, кровли и подкровельных пространств. Для создания чертежей декоративных элементов и лепного декора в интерьерах здания требуется выполнение фотограмметрических обмеров с использованием высококачественных фотокамер. А если декор находится на потолке или карнизах, то обмеры приходится выполнять с лесов, которые ещё нужно возводить. А чертежи оконных заполнений, переплётов и рам, дверных косяков делаются на основе только ручных обмеров с использованием штангенциркулей и специальных шаблонов. Эта технология предполагает намного больший объём работ, затрат и усилий, нежели тот, который был предусмотрен нашим Техническим заданием.

Внести кардинальные поправки в Техническое задание, что повлекло бы изменение стоимости договора и сроков его исполнения, было уже невозможно, поэтому единственной возможностью исправить эту ситуацию были переговоры со специалистами Заказчика с принятием условий работы по подписанным документам. Нам понадобились всего одна телеконференция с привлечением специалистов обеих сторон, на которой вновь привлечённые проектировщики-реставраторы со стороны Заказчика были ознакомлены с подробностями Технического задания, были рассмотрены варианты дальнейшей работы по проекту, и все пришли к единодушному мнению, что работать нужно в соответствии с Заданием, не предъявляя к нам как исполнителям излишних требований. Все отчётные материалы были сданы нами строго в оговоренный срок, а их качество полностью соответствовало требованиям, предусмотренным Техническим заданием.

Важность соблюдения Технического задания к договору на обмерные работы и чертежи

Этот небольшой эпизод в нашей производственной деятельности весьма убедительно доказывает необходимость внимательного отношения к составлению Технического задания обеими сторонами и следованию его положениям на протяжении исполнения договора.

Нередко нам приходится слышать от специалистов Заказчика, работающих с результатами нашей работы: «а можно сделать ещё два сечения?», «а где план кровли?», «а почему на фасаде декор отображён лишь схематично?» и что-то подобное, хотя Техническое задание не предусматривало этих работ. И в ответ на наши замечания о соблюдении всех условий подписанного договора, мы нередко слышали что-то вроде: «а мы считали, что всё это будет сделано», «нет, мы не видели ТЗ, но нам это надо», «мы всегда так работаем и получаем такие данные» или что-то похожее, а иногда и просто откровенное «ну ТЗ это просто бумажка, а вы сделайте, как нам нужно!».

Техническое задание — не просто бумажка!

Нет, Техническое задание — это не «просто бумажка», а очень важная часть договора, следование условиям которого даёт возможность обеим сторонам вести работу цивилизованно, качественно и ответственно. Мы очень надеемся, что Техническое задание будет восприниматься не как очередное приложение к договору, а как одна из важнейших его частей. Внимательное и неукоснительное следование условиям Технического задания сделает работу над проектом спокойной и качественной, а отношения между сторонами ровными и партнёрскими.

Инженерная компания «НГКИ» обладает большим многолетним опытом производства обмерных работ на объектах историко-культурного наследия и современного строительства. Обмерные работы выполняются с применением технологии лазерного сканирования, которая даёт возможность с минимальными временными затратами получить очень точные результаты измерений в цифровой форме. Результатом съёмки является облако точек — чрезвычайно подробная точечная 3D модель объекта съёмки. По данным обмерных работ наши специалисты составляют точные обмерные чертежи объектов съёмки или же производят построение 3D моделей — в зависимости от поставленной Заказчиком задачи. С подробным описанием всех видов выполняемых нами работ в этих сегментах рынка вы можете ознакомиться на следующих страницах раздела «Услуги» сайта нашей компании:

— «Обмерные работы на объектах историко-культурного наследия и памятниках архитектуры»;
— «Обмерные работы для проектов в сфере архитектуры, строительства и дизайна интерьеров»;
— «Обмеры фасадов для целей проектирования, ремонта, реконструкции, реставрации».

Изображения:
Лазерное сканирование фасадов и декора дома Долговых на Проспекте Мира проводит система Leica ScanStation P40 Обмерный чертёж деталей декора в доме Долговых в Москве, построенный по данным 3D лазерного сканирования Обмерные чертежи деталей декора в доме Долговых в Москве, построенные по данным 3D лазерного сканирования
Телефоны для связи:
Москва и Московская область:
Регионы РФ (бесплатно):
Обмерные работы и инженерные изыскания с применением технологии лазерного сканирования
Наши проекты
Наши публикации
Печатные издания
Наши видеоролики
Закажите обратный звонок
нашим специалистам
У Вас возникли вопросы или же требуется уточнить информацию, указанную на сайте? Просто укажите суть вопроса в форме ниже:
Позвоните нам сами или оставьте свой номер телефона в поле ниже, и мы свяжемся с вами: